Вход на сайт
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.08 12:59. Заголовок: петербургская осень и музыкальная весна


Не специально, так получилось... но все-таки перепендикулырные фестивали. Весна - парад алле и братская могила, официальный съезд прогрессивного человечества и несмолкаемый гимн еврейской музыке в Росии, Сша, Израиле и Корее. А осень - пока непонятно что?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Пост N: 1
Зарегистрирован: 02.12.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.08 12:45. Заголовок: статья-отклик


ДВУЛИКИЙ НОЯБРЬ

Последний осенний месяц дарит городу на Неве два культурных события, ежегодно образующих противоречиво связанную воедино пару. Два фестиваля – русского искусства «Петербургская Осень» (1-15 ноября) и новой музыки «Звуковые пути» (21-29 ноября). Противоположение их сродни извечному спору «славянофилов» и «западников». И, как нельзя более, уместно их сопоставление в Петербурге, одновременно, волею Петра Великого, в самом европейском городе России, и, исторически, исконно русском, рядом с Ладогой, «откуда пошла есть русская земля».
Афиша двух фестивалей 2008 года изобиловала знаками, многое говорящими и посвящённым, и всем, кто умеет читать. Во-первых, подзаголовки – «русское искусство» и «новая музыка». Первое неразрывно связано с именем главного учредителя – Ассоциация «Русская Традиция» и предполагает принадлежность к этой безбрежной реке, не иссякшей, не прервавшейся в лихолетье ХХ века. Второе декларирует «новизну» как основу, следовательно, ОТРИЦАЕТ ТРАДИЦИЮ, по определению. Во-вторых, имена и названия произведений. Ни одного не по-русски написанного слова в афише первого и около половины английских, немецких, итальянских во второй. Причём, даже названия творений наших соотечественников часто стыдливо избегают именоваться по-русски. Так «Звуковые пути» открывались реквиемом В.Мартынова «Der Abschied» в Малом зале Филармонии спустя 6 дней после реквиема «Путь» М.Журавлёва на стихи М.Цветаевой, венчавшего в зале Капеллы «Петербургскую Осень». В-третьих, разнится между собой и пафос фестивалей. Названия концертных программ фестиваля русского искусства проникнуты духом возвышенного – «Стань музыкою, слово!», «Я иду по небу, и ромашки цветут…», «Ритмы осени». Дух, запечатлённый во многих названиях программ «Звуковых путей» либо ироничен и саркастичен, либо проникнут формализмом: «Sound Ways Collection», «К ХХ-летию ноября», «Musica Sacra». В концерте под последним названием, состоявшемся в Кафедральном соборе св.Апостолов Петра и Павла, большинство слушателей не услышали обещанной названием сакральности. Более того, устроители концерта в храме решились, в известном смысле, на богохульство. В нём прозвучали, ни много, ни мало, «Страсти по Иуде» А.Радвиловича. Опровергая и музыкальные, и канонические традиции, композитор пошёл на попытку художественного оправдания деяния человека, чьё имя в мировой истории стало синонимом предательства.
Нимало не отрицая право художника избирать путь, замечу, что лента Мёбиуса «Звуковых путей» – это, в известном смысле, путь в-никуда и из-ниоткуда. А дыхание «Петербургской Осени», по крайней мере, ясно, из какого источника. Международный статус фестиваля новой музыки, его 20-летняя история, его бюджет, многократно превосходящий бюджет «Петербургской Осени», говорят и о тех, кто в нём заинтересован. В первую очередь, это зарубежные институты и фонды, десятилетиями насаждающими «вкусовую толерантность» в мире и много в том преуспевшие. Впечатляющий список «группы поддержки» фестиваля состоит из звучных зарубежных названий. «Звуковые пути», можно сказать, торят дорожку для проникновения на «отечественный рынок» явлений, потребление которых непривычно нашему слуху. Кто-то скажет, это хорошо. Я вижу в этом только рынок. Но вектор общественно-политического развития-то уже изменился! В этом смысле, «почвеннический», где-то даже наивный дух «Петербургской Осени» более отвечает ожиданиям уставшего от рыночных экспериментов общество. Концерты фестиваля русского искусства предлагают не столько новое, сколько хорошо забытое старое, а точнее, ВЕЧНОЕ.
Нельзя не отметить, что «Петербургская Осень» подарила слушателям, как минимум, 3 новых шедевра. А это уже достойно места в истории! Не каждое фестиваль отмечен хотя бы одним. И если реквием М.Журавлёва мощным куполом укрывал весь фестиваль своей громадой, а соседствовавший с ним в одном концерте Скрипичный концерт В.Огороднова возвышался подобно дерзновенно взметнувшемуся шпилю, то «Фантазия в трёх мазурках» А.Чернова в авторском исполнении сверкнула из глубин традиции яркой жемчужиной. Да ради трёх этих музыкальных впечатлений стоило создавать фестиваль, а ведь были и ещё концерты, встречи – детские и взрослые, радостные и грустные…
Сравнивая два фестиваля, нельзя не сказать о том, сколь разнится подход к интерпретации. По своей концепции, принципиально «композиторский» фестиваль «Звуковые пути» нередко демонстрирует не столько музыкальное исполнение, сколько иллюстраторство, часто посредственное. Музыкант на сцене для устроителей «смотра новой музыки» – второстепенный посредник, и если случается блеснуть фестивальной афише яркими исполнительскими именами, то это, скорей, исключение, чем правило. Через горнило «Путей» проходит множество студентов, для которых выступление на этом форуме становится своего рода полигоном, где они обкатывают своё складывающееся мастерство. Принципиально иная картина в концертах «Петербургской Осени». Соединяя в одном фестивальном потоке взрослых и детей на сцене, профессионалов и любителей, устроители всем предъявляют равно высокие художественные требования. В результате, слушатели этого фестиваля получают порой встречи такого исполнительского уровня, какому позавидуют самые престижные залы мира. В прошедшей «Осени» такой незабываемой доминантой стал концерт пианиста А.Чернова. На высочайшем исполнительском уровне выступали в нескольких программах «Осени» учащиеся ДШИ им.М.И.Глинки, ДМШ №9, Хоровой Школы «Апрель» (Гатчина) и ДШИ им.Г.В.Свиридова. Виртуозностью и блеском впечатлили выступления В.Жужгова (Москва), Ансамбля виолончелистов Санкт-Петербурга под руководством О.Рудневой, а также солистов, выступивших с оркестром в заключительном концерте Е.Евсеевой (флейта), М.Мартышевой (скрипка) и З.Журавлёвой (сопрано). Наивысших оценок заслуживает и работа маэстро С.Поляничко, уверенно ведшего оркестр сквозь тернии сложнейших партитур.
Особенно приятно было услышать на финальном концерте «Петербургской Осени» симфоническое произведение совсем юного композитора Даши Туричиной. Возможность осуществить свои творческие замыслы в столь нежном возрасте выпадает крайне редко, и здесь нельзя не отметить важной ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ фестиваля. А музыка 13-летнего композитора вполне достойно соседствовала с премьерами зрелых авторов.
Юбилейный ХХ фестиваль новой музыки «Звуковые пути» тоже имел свои яркие смысловые точки. Он порадовал публику задором очередного «Хармс-проекта 2008» 23 ноября, соединившего в прихотливом соседстве остроумную музыку С.Слонимского и Е.Антоненко с подёрнутым дымкой лирической иронии опусом А.Попова и эпатирующим гротеском Г.Фиртича. Традиционное для этого фестиваля обращение к Д.Хармсу можно отнести к числу немногочисленных фестивальных удач. И заключительный концерт, задумывавшийся как юмористический и лёгкий, оставил по себе в целом приятное впечатление. Если не считать некоторой неряшливости составления программы и ведения концерта, он, можно сказать, дотянул до уровня «официального закрытия» фестиваля. Но не было в нём ни одного шедевра. Ни старого, ни нового. И быть не могло. Изобиловавшие российскими и мировыми премьерами, «Звуковые пути», как правило, изобилуют также «ПЕРВЫМИ И ПОСЛЕДНИМИ ИСПОЛНЕНИЯМИ» музыки, изначально «ОДНОРАЗОВОЙ». Что ж, в этом, возможно, и запечатлена концепция фестиваля, по-своему честно отражающего давно и прочно пришедшее в жесточайший кризис современное буржуазное искусство в эпоху пост-индустриального развития.
Безусловно, такой фестиваль нужен нашему городу, нужен заинтересованной публике, которая у него есть. Можно только пожелать художественному руководству «Звуковых путей» несколько подновить свою концепцию, с большей придирчивостью отнестись к отбору «новой музыки». Ну, какое отношение к ней сегодня имеют «швейцарские ученики Штокхаузена», едва ли интересные за пределами родной Швейцарии? И больше внимания уделять КАЧЕСТВУ ИСПОЛНЕНИЯ музыки. Тем более, что яркие исполнительские имена всё же присутствуют в фестивальной афише. Это и ансамбль quART.ru, и замечательные певцы А.Славный и П.Мигунов, и потрясающие пианисты Н.Мажара и Д.Клаппертон из Великобритании, и виртуоз виолончелист А.Вирок-Столетов. А организационные и финансовые возможности привлекать к исполнению «новой музыки» только высококлассных исполнителей у «Звуковых путей» есть!
Фестивальный ноябрь в Петербурге – своеобразное раздвоенное зеркало, половина которого обращена внутрь и вспять, а другая в зияющую пустоту вовне. И каждый вправе выбирать, в какую половинку ему смотреть.
Игорь Усольцев


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет